Корни подчинения: исторические и культурные предпосылки
Далее следует влияние внешнеполитических испытаний, таких как монгольское владычество, когда необходимость ужиться с одержимыми завоевателями требовала адаптации к чуждым стандартам — сплочённость, безусловное подчинение и выносливость стали залогом выживания. Именно вынужденное перенятие черт завоевателей погружало народ в необходимость принимать авторитеты, даже если это шло вразрез с желанием свободы.
Заключительным штрихом в формировании коллективного духа стали религиозные традиции, пронизанные идеей смирения и духовного единения. Влияние православной веры, где смирение и любовь к ближнему считаются добродетелями, оказалось мощным фактором, укрепляющим связь между людьми и властью. Таким образом, историческая культурная раздвоенность, вынужденная адаптация к суровым внешним условиям и глубокие религиозные ориентиры способствовали формированию устойчивого характера, склонного к подчинению авторитетам, что отражает многовековой опыт народа.
Какие социально-культурные факторы могут способствовать тому, что в РФ много покорных людей?
На формирование склонности к покорности у значительной части российского населения могли влиять несколько исторически сложившихся социальных и культурных факторов. Во-первых, уже исторически существовала заметная внутренняя социальная граница между узким слоем, освоившим элементы западной культуры, и массовым народом, который оставался приверженцем старых традиций и инстинктов. Как отмечается в источнике, «Резкая грань отделяла тонкий верхний слой, живущий западной культурой, от народных масс, оставшихся духовно и социально в Московии. К народу принадлежало не только крепостное крестьянство, но все торгово-промышленное население России... Две разные культуры сожительствовали в России XVIII века» (source: https://otci.eu/w/19559 , page: 289). Эта глубокая культурная поляризация могла способствовать формированию у большинства населения пассивного, традиционного склада мышления.
Во-вторых, существенное влияние оказала адаптация к внешнеполитическим и военным обстоятельствам, например, к монгольскому владычеству. Чтобы ужиться с непобедимыми завоевателями, русские вынуждены были перенять качества, присущие завоевателям, — сплоченность, безоговорочное подчинение авторитетам и особую стойкость, даже если это шло в ущерб стремлению к свободе. В словах источника говорится: «Учитывая чрезвычайную сплоченность сил, безусловное повиновение старшим, совершенную безгласность отдельной личности и крайняя выносливость — это качества, способствовавшие монголам совершать свои завоевания, качества, совершенно противоположные свойствам тогдашних русских... Чтобы ужиться теперь с непобедимыми завоевателями, оставалось и самим усвоить их качества» (source: https://otci.eu/w/19560 , page: 725). Такая историческая необходимость адаптации могла закреплять культурную склонность к подчинению и сниженному уровню сопротивления внешнему давлению.
Наконец, не менее важную роль сыграла идея смирения, пронизывающая духовную жизнь народа. Влияние православной традиции, где примеры смиренных и скромных лидеров служили образцами для подражания, способствовало формированию менталитета, ориентированного на коллективное единение и уважение к старшим. Как отмечается: «Для объяснения покорности, свойственной русскому народу, стоит указать на влияние православной религии. Преподобный Сергий, человек смиренный и скромный, своим примером духовности, единения, любви к ближнему сумел собрать воедино страну... Эта духовность и смирение воспитывались веками» (source: https://otci.eu/w/19561 ). Результатом стало восприятие смирения и послушания как нравственных добродетелей, укрепляющих связь между людьми и властью.
Таким образом, совокупность исторической культурной раздвоенности, необходимости адаптироваться к жестоким внешним условиям и влияния глубоких религиозных традиций привела к тому, что у значительной части населения сложился характер, склонный к покорности и подчинению авторитетам.
Supporting citation(s):
"Резкая грань отделяла тонкий верхний слой, живущий западной культурой, от народных масс, оставшихся духовно и социально в Московии. К народу принадлежало не только крепостное крестьянство, но все торгово-промышленное население России, мещане, купцы, и, с известными оговорками, духовенство. В отличие от неизбежных культурных градаций между классами на Западе, как и во всяком дифференцированном обществе, в России различия были качественные, а не количественные. Две разные культуры сожительствовали в России XVIII века." (source: https://otci.eu/w/19562 , page: 289)
"Учитывая чрезвычайную сплоченность сил, безусловное повиновение старшим, совершенную безгласность отдельной личности и крайняя выносливость - это качества, способствовавшие монголам совершать свои завоевания, качества, совершенно противоположные свойствам тогдашних русских, которые, будучи готовы защищать свою свободу и умирать за нее, еще не умели сплотиться для этой защиты. Чтобы ужиться теперь с непобедимыми завоевателями, оставалось и самим усвоить их качества." (source: https://otci.eu/w/19563 , page: 725)
"Для объяснения покорности, свойственной русскому народу, стоит указать на влияние православной религии. Преподобный Сергий, человек смиренный и скромный, своим примером духовности, единения, любви к ближнему сумел собрать воедино страну, разоренную междоусобицами, безбожным отношением людей друг к другу. Эта духовность и смирение воспитывались веками." (source: https://otci.eu/w/19564 )
Продолжить дисскуссию...(https://otci.eu/w/19565)
https://orda.kz/pervyj-posle-tokaeva-pochemu-v-kazahstane-izmenili-tabel-o-rangah-chinovnikov-398352/
https://www.9111.ru/questions/77777777724308933/
https://meta.ua/news/society/204127-russkaya-pravoslavnaya-tserkov-i-ee-rol-v-legitimizatsii-agressii/
http://217.23.115.17/cgi-bin/irbis64r_12/cgiirbis_64.exe?LNG=&C21COM=S&I21DBN=MDUB&P21DBN=MDUB&S21FMT=&S21ALL=%28%3C%2E%3EA%3D%D0%9E%D0%BB%D1%81%D1%83%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2%2C%20%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4
https://lug-info.com/news/okolo-50-studentov-vstretili-den-pravoslavnoj-knigi-v-biblioteke-imeni/
https://elblog.pl/ru/2025/01/12/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B5%D1%82-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81/
https://www.chita.ru/text/education/2024/09/06/74048246/%3Ferid=2SDnjcj7yjp
https://ndelo.ru/novosti/dagestanskie-shkoly-perehodyat-na-elektronnoe-obrazovanie
http://www.patriarchia.ru/db/text/6190774.html
https://lifedon.info/society/education/75813-obuchenie-v-onlayn-shkole-planeta-school.html
Komentāri
Ierakstīt komentāru